• Право с особым почерком

    Нами движет непреклонный энтузиазм, вдохновение и особое отношение ко всему, что мы делаем.

  • Международные стандарты, локальное применение

    Мы стремимся следовать европейским стандартам и придерживаться инновационного подхода в юридической практике. В то же время мы являемся российской юридической фирмой и понимаем, как использовать лучшие мировые практики в отечественных условиях.

  • Больше, чем просто команда…

    Наша команда больше напоминает семью, где каждый чувствует свою особую роль и готов делиться душевным теплом с окружающими.

Новости по годам

Показать все
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Новости законодательства

01.09.2014 Сергей Бакешин, Наталья Зеленцова, Алина Козьмина, юристы Максима Лигал

С 1 сентября 2014 года вступил в силу очередной пакет изменений в рамках реформы Гражданского кодекса РФ: Юридические лица

Общие положения

Закон вводит новую классификацию юридических лиц в зависимости от того, обладают ли учредители таких юридических лиц правом участия в них. Учредители и участники корпоративных юридических лиц, в отличие от унитарных юридических лиц, обладают правом участия в корпорациях. Закреплено, что в отношении корпораций их участники имеют корпоративные права. Ранее такие права относились законом к обязательственным правам.

К корпорациям закон относит: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ.

К юридическим лицам, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства – унитарным юридическим лицам, закон относит: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

При этом для корпораций, в отличие от унитарных юридических лиц, Закон предлагает ряд специальных положений, особым образом регулирующих права и обязанности участников корпораций, виды органов управления корпорацией и их полномочия. В частности, Закон предусматривает новые способы структурирования системы органов управления корпорацией: допускается образование как нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга, так и предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно. При этом в качестве единоличного исполнительного органа может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Закон устанавливает исчерпывающий перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Некоторые организационно-правовые формы стали рассматриваться в качестве подвидов иных форм. Помимо прочего, это нововведение приводит к увеличению уровней регулирования той или иной формы юридического лица. Так, например, закреплено, что некоммерческое партнерство является одной из форм ассоциации (союза), при этом являясь также корпоративной организацией. Это означает, что к отношениям, связанным с управлением некоммерческим партнерством, применяются: 1) нормы ФЗ «О некоммерческих организациях», регулирующие некоммерческие партнерства в частности и некоммерческие организации в целом, которые не противоречат положениям ГК РФ; 2) нормы ГК РФ об управлении в некоммерческих корпоративных организациях; 3) нормы ГК РФ об управлении в корпорациях; 4) нормы ГК РФ об управлении в ассоциациях (союзах).

При этом важно помнить, что в случае обнаружения противоречий в регулировании между нормами ГК РФ и нормами иных Федеральных законов, приоритет будут иметь нормы ГК РФ, за исключением случаев, когда иное правило о приоритете установлено самим Кодексом.

Упразднены следующие организационно-правовые формы: общество с дополнительной ответственностью (к существующим в настоящий момент применяются положения ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью) и закрытое акционерное общество (применяются положения ГК РФ об акционерных обществах и Закона об акционерных обществах о ЗАО). При первом изменении уставов таких обществ их необходимо будет привести в соответствие с законодательством, однако важно, что для ЗАО и ОДО не требуется проходить процедуру перерегистрации. Учитывая, что на официальном сайте Федеральной налоговой службы, которая осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, есть информация всего лишь о 952 обществах с дополнительной ответственностью, упразднение этой организационно-правовой формы не причинит вреда российскому бизнесу.

Некоторые организационно-правовые формы, напротив, добавлены в ГК РФ. Среди них, к примеру, как абсолютно новые формы (товарищество собственников недвижимости, объединившее в себе ранее известные ТСЖ и садоводческие товарищества), так и переместившиеся в ГК РФ из ФЗ «О некоммерческих организациях» (казачьи общества, общины коренных малочисленных народов).

Закон предусматривает возможность восстановления корпоративного контроля участниками коммерческих корпораций. Такой участник, утративший долю участия в корпорации помимо своей воли в результате неправомерных действий других лиц, вправе требовать возвращения ему доли участия, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли. При этом Закон предоставляет суду достаточно широкие возможности усмотрения: суд может отказать в возвращении доли участия, если это приведет к «несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия». В таких случаях именно суд будет определять размер справедливой компенсации, выплачиваемой пострадавшему участнику.

Законом впервые вводится ответственность лица, имеющего фактическую возможность определять действия юридического лица (к примеру, при помощи дачи указаний генеральному директору) за убытки, виновно причиненные юридическому лицу.

Реорганизация

Закон предусматривает целый ряд изменений, касающихся процесса реорганизации юридических лиц.

Так, теперь законодатель прямо указывает на возможность проведения смешанной реорганизации путем сочетания различных форм реорганизации для всех видов юридических лиц. Ранее такая возможность прямо была предоставлена только акционерным обществам.

Кроме того, становится возможной одновременная реорганизация нескольких юридических лиц, в том числе существующих в различных организационно-правовых формах, если допустимо преобразование одной из таких организационно-правовых форм в другую.

Реорганизация считается оконченной с момента государственной регистрации юридического лица. Теперь завершение реорганизации невозможно до истечения трехмесячного срока на обжалование решения о реорганизации. Указанный срок начинает течь с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о начале реорганизации. Таким образом, минимальный срок реорганизации, который раньше определялся сроками уведомления кредиторов реорганизуемого лица через средства массовой информации, теперь составляет три месяца.

Введение указанного срока связано с появлением в ГК РФ специальных положений, касающихся признания незаконным решения о реорганизации. При этом единственным последствием признания решения о реорганизации незаконным является возмещение убытков участнику юридического лица, голосовавшему против реорганизации. В таком случае Законом не предусматривается ни ликвидация созданных юридических лиц, ни признание совершенных ими сделок недействительными. Вероятно, данное решение законодателя основано на стремлении обеспечить стабильность гражданского оборота. При этом возмещение убытков осуществляется солидарно созданными в ходе реорганизации юридическими лицами и лицами, действовавшими недобросовестно при принятии решения о реорганизации.

Можно отметить упрощение процедуры реорганизации юридического лица в форме преобразования. Теперь при осуществлении преобразования нет необходимости уведомлять кредиторов путем опубликования сведений о проводимой реорганизации юридического лица. Кредиторам юридического лица, меняющего организационно-правовую форму, больше не предоставлено право досрочного требования исполнения обязательств, поскольку обязанности реорганизуемого юридического лица в отношении кредиторов не изменяются.

Из гражданского законодательства уходит термин «разделительный баланс», все обязательства юридических лиц при реорганизации должны отражаться в передаточном акте.

Ряд нововведений связан с гарантией прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. Здесь законодатель пошел по пути сокращения возможностей кредиторов в рамках процесса реорганизации. К примеру, норма о праве кредитора требовать досрочного исполнения реорганизуемым юридическим лицом своих обязательств или, при невозможности такого исполнения, досрочного прекращения обязательств с возмещением кредитору убытков теперь может быть изменена соглашением сторон.

Кроме того, кредиторы, которым предоставлено достаточное обеспечение, больше не имеют права требовать ни досрочного исполнения обязательств, ни досрочного их прекращения с возмещением убытков, а реорганизуемое юридическое лицо получило возможность предоставить кредитору в течение 30 дней достаточное обеспечение вместо исполнения требования данного кредитора о досрочном исполнении или прекращении обязательств.

ГК РФ впервые допускает возможность признания реорганизации несостоявшейся. Такое признание возможно в отношении реорганизации корпораций. Законодателем названы две ситуации, когда реорганизация корпорации может быть признана несостоявшейся: представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо недостоверную информацию о реорганизации и случай, когда решение о реорганизации не принималось участниками корпорации.

Последствия признания реорганизации несостоявшейся направлены на возврат реорганизованного юридического лица к прежнему состоянию. Такие последствия касаются как внесения обратных изменений в единый государственный реестр юридических лиц, обратного перераспределения долей между участниками, так и отмены совершенного правопреемства.

Ликвидация

Внесенные изменения в ГК РФ затрагивают и положения о ликвидации организаций. Конкретизированы обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица. Так, например, уточнен срок для сообщения о принятом решении в государственный орган, который теперь составляет 3 рабочих дня после даты принятия решения о ликвидации. Кроме того, введены положения о солидарной обязанности участников юридического лица совершить за свой счет действия по ликвидации ликвидируемого юридического лица при недостаточности его имущества.

Ряд включенных в ГК РФ положений направлен на усиление ответственности ликвидационной комиссии. Установлена ответственность членов ликвидационной комиссии в виде возмещения убытков, причиненных кредиторам или учредителям (участникам) ликвидируемого юридического лица.

Законодателем предусмотрена возможность и установлен порядок распределения имущества юридического лица, которое было обнаружено после его ликвидации. Такое распределение допустимо в течение пяти лет после ликвидации и производится арбитражным управляющим, который назначается судом после рассмотрения заявления об обнаружении имущества.

Хозяйственные товарищества и общества

Изменена формулировка, касающаяся государственного участия в хозяйственных товариществах и обществах. Действующая редакция Гражданского кодекса предусматривает, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. В новой редакции говорится, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах. Государственные органы и органы местного самоуправления и так участвуют в хозяйственных обществах не от своего имени, а от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Закон устанавливает требование, в соответствии с которым при оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала. В сумме, превышающей минимальный размер, уставный капитал может быть оплачен неденежными вкладами, которые подлежат обязательной оценке независимым оценщиком независимо от их стоимости (в настоящее время независимая оценка требуется только в том случае, если стоимость неденежного вклада превышает 20 тыс. руб.)

Закон устанавливает, что, если иное не предусмотрено законами о хозяйственных обществах, учредители хозяйственного общества обязаны оплатить не менее трех четвертей его уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть уставного капитала хозяйственного общества - в течение первого года деятельности общества. Появление этой нормы в новой редакции Гражданского кодекса вызывает большие сомнения в адекватности российских законодателей. Дело в том, что поправки в закон об акционерных обществах, отменяющие требование об оплате уставного капитала до регистрации общества, были внесены еще в 2001 году. В один день с поправками в Гражданский кодекс был принят закон, исключающий из закона об обществах с ограниченной ответственностью и из самого Гражданского кодекса требование о пятидесятипроцентной оплате уставного капитала до государственной регистрации. Зачем законодателю понадобилось в один день принимать два закона с диаметрально противоположным содержанием, остается загадкой.

Хозяйственные общества подразделяются на публичные и непубличные. Публичным признается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Также публичным является акционерное общество, устав и фирменное наименование которого содержат указание на это. Все остальные акционерные общества, а также все общества с ограниченной ответственностью признаются непубличными.

Усложнен порядок проведения общих собраний участников хозяйственных обществ. Принятие ими решений и состав участников общества, присутствовавших при их принятии, должны будут подтверждаются лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров, удостоверяться нотариально (в непубличных акционерных обществах и в обществах с ограниченной ответственностью) или подтверждаться иным способом, предусмотренным уставом или единогласным решением всех участников (в обществах с ограниченной ответственностью).

Закон вводит обязательный аудит для всех акционерных обществ (в настоящее время такое требование предусмотрено для открытых акционерных обществ и закрытых акционерных обществ, публично размещающих облигации или иные ценные бумаги).

Закон содержит институт корпоративного договора, который объединяет в себе существующие сейчас акционерное соглашение и договор об осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью.

Корпоративный договор – это заключенный между участниками хозяйственного общества или некоторыми из них договор об осуществлении ими своих корпоративных (членских) прав, в соответствии с которым они обязуются осуществлять эти права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств. Участники хозяйственного общества, заключившие корпоративный договор, обязаны уведомить общество о факте заключения корпоративного договора, при этом его содержание раскрывать не требуется. Информация о корпоративном договоре, заключенном акционерами публичного акционерного общества, должна быть раскрыта в пределах, в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом об акционерных обществах, а информация о содержании корпоративного договора, заключенного участниками непубличного общества, не подлежит раскрытию и является конфиденциальной. Если корпоративный договор непубличного общества предусматривает объем правомочий участников, непропорциональный размеру их долей в уставном капитале общества, то сведения о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц. Корпоративный договор также может быть заключен между участниками общества и его кредиторами или иными третьими лицами.

Законом изменен правовой режим дочерних и основных обществ (товариществ): предусмотрено, что основное хозяйственное товарищество или общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним не только во исполнение обязательных указаний, но и просто с согласия основного хозяйственного товарищества или общества. При этом из Гражданского кодекса исключен институт зависимых хозяйственных обществ.

Изменены нормы, касающиеся последствий ситуации, в которой стоимость чистых активов хозяйственного общества окажется меньше его уставного капитала. Действующая редакция ГК РФ в этом случае предписывает уменьшить уставный капитал, новая редакция в качестве альтернативного варианта предлагает увеличить стоимость чистых активов. При этом указано, что если стоимость чистых активов становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации; буквальное толкование закона в этом случае не допускает возможности увеличения чистых активов.

Новая редакция ГК РФ предусматривает обязательное создание коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) во всех публичных акционерных обществах (в настоящее время акционерное общество, количество акционеров в котором не превышает пятидесяти, не обязано создавать такой орган). Кроме того, в публичных акционерных обществах запрещено ограничивать число и стоимость акций или максимальное число голосов, принадлежащих одному акционеру. Публичным акционерным обществам запрещено размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций.

Закон предписывает вносить в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что акционерное общество состоит из одного акционера.

Что касается изменения специального регулирования товариществ, то следует отметить, что закон ограничивает участников вкладчиков (коммандитистов) в товариществе на вере – их не должно быть больше двадцати. Цели, преследуемые таким ограничением, не ясны. Возможно, ограничение введено для того, чтобы затруднить использованием института товарищества на вере для прикрытия отношений, связанных с участием в долевым строительстве или с конструированием «финансовых пирамид».

Некоммерческие юридические лица

Некоммерческие организации теперь могут создаваться исключительно в организационно-правовых формах, прямо поименованных в ГК РФ (вводится закрытый перечень). Таким образом, как представляется, в ближайшее время, в связи с вступлением указанных поправок в силу, число форм некоммерческих организаций значительно сократиться.

Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах:
• потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
• общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
• ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
• товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
• казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также
• общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В области регулирования деятельности некоммерческих организаций важно отметить создание новой организационно-правовой формы некоммерческой организации – товарищества собственников недвижимости. Таковым признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ). В сущности, указанное товарищество собственников недвижимости объединяет такие формы как товарищество собственников жилья (разд. VI Жилищного кодекса РФ) и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества (Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Что касается некоммерческих унитарных организаций, то к ним в новой редакции ГК РФ отнесены:

• фонды, в том числе общественные и благотворительные фонды;
• учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
• автономные некоммерческие организации;
• религиозные организации и
• публично-правовые компании.

В целом, можно отметить, что нормы о некоммерческих организациях не подверглись кардинальной переработке и изменениям. В отношении многих организационно-правовых форм регулирование на уровне ГК РФ стало более подробным: законодатель стремился максимально закрепить общие положения о некоммерческих организациях в ГК РФ, усилив тем самым кодифицированный характер гражданского законодательства.

См.: Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

DOING BUSINESS IN RUSSIA

DBiR

 

БРОШЮРА О КОМПАНИИ

Загрузить PDF

MAXIMA INSIGHT

Загрузить PDF

Маркетинг и PR

 

Валерия Романовская

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.